Бывает, что наблюдаю такую картину в классе: не дорешав пример до конца или не дописав задание, ребенок слышит шепот в классе "Ошибка!" и начинает судорожно стирать решение с доски... А оно-то было правильное! Или я (строгим голосом) спрашиваю: "Ты уверен, что все делаешь правильно?". Все, логика рассуждения теряется, и ребенок уже согласен, что он не прав, решение неверное, да и вообще несет он полный бред. А если уж он действительно ошибся... И это всегда одни и те же дети. Конечно, многие ребята понимают, что я как учитель ценю рассуждение, пусть и неправильное, ведь оно - путь к верному решению. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Эту истину твержу своим детям с 1 класса... Казалось бы, что тут сложного - научить ребенка фиксировать внимание не на своем промахе, а на том, как ты его исправил. Но ведь это умение прививается с самого рождения, задолго до того, как ребенок пойдет в школу. И прежде всего дома, в кругу семьи. Например, меня очень огорчает очередной разбитый предмет посуды, потому что мой сын в этот раз пытался открыть двухлитровую бутылку, держа стакан в руке и одновременно закрывая холодильник. Как же трудно сдержаться и не наговорить обидных слов! Именно вопросы работы над ошибками рассматриваются в одноименной статье на сайте "Я - родитель". "Своей реакцией и отношением к ошибкам детей мы показываем пример того, как детям самим стоит относиться к неудачам". Азбучная истина: если постоянно говорить ребенку, что он - разиня, "маша-растеряша", "плакса", "грубиян" и т. д. - он таким и будет. Если учить его, что многие вещи можно исправить, спокойно реагировать на его ошибки (ведь не ошибается тот, кто не делает), помогать буквально учиться на своих ошибках, то можно воспитать уверенного и самостоятельного человека. Как вы думаете? Обязательно прочитайте эту статью, очень полезное чтение для родителей.